Устройство металлической кровли
Iddc.ru

Все об электрике

Устройство металлической кровли

Устройство металлической кровли

В этой статье речь идёт о самом, наверное, просто и незамысловатом типе крыше – это кровля, выполненная из листов металла. Вы узнаете о достоинствах такой кровли, её особенностях. Ознакомитесь с методикой её монтажа. В статье раскрываются некоторые хитрости и секреты, значительно упрощающие кровельные работы с листами металла, а также повышающими качество монтажа кровли крыши.
Долголетняя и счастливая жизнь вашего дома начинается с хорошей, прочной крыши. Вот на чем действительно нельзя экономить ни в коем случае! Один из вариантов прочного и красивого (что тоже важно!) покрытия – это кровля из листовой стали.

Листовая сталь идеально подойдет для покрытия крыши со сложной конфигурацией. При этом не стоит опасаться, что после работы останется много «отходов» – обрезков, частично использованных листов: все их можно использовать для выполнения карнизных свесов, разжелобков, ундов, надстенных желобов, водосточных труб, различных фартуков и т.п. Для этой же цели можно использовать нестандартные листы стали.

Начиная работу, тщательно осмотрите листы кровельной стали с двух сторон, очистите от ржавчины стальными щетками, выровняйте при помощи молотка и только после этого приступайте к разметке, обрезке и грунтовке. Подготовленные таким образом листы соединяют в «картины». Если вы будете использовать одинаковые детали, не поленитесь заготовить шаблоны. Чтобы избежать коррозии, листы с обеих сторон грунтуются олифой и выдерживаются в течение суток.

Итак, листы готовы. Приступаем к заготовке «картин».

Отдельные листы перед укладкой соединяем лежачими фальцами в полосы из нескольких листов (фальц – это шов, который образуется при соединении), получая «картину». Лежачий фальц делаем так: на верстак кладем лист с отогнутыми углами, на 90 градусов отгибаем всю кромку и сваливаем на плоскость. Не забудьте после соединения листов уплотнить шов. Верхняя часть картины карнизного свеса имеет отгиб лежачего фальца кверху, а нижняя часть имеет капельник – отворотную губу. От торцового края листа на расстоянии 120 миллиметров отмечаем линию отгиба, на которой по сторонам делаем надрезы – 4 миллиметра правый и 25 миллиметров левый. Затем отгибаем кромку вниз на 15 миллиметров, переворачиваем лист и сваливаем кромку на плоскость листа. Сдвигаем лист, чтобы кромка свешивалась с верстака примерно на 20 миллиметров, и отгибаем ее под прямым углом вниз. Снова лист переворачиваем и отгибаем кромку 40 миллиметров. Переворачиваем еще раз и сваливаем капельник на плоскость. Капельник может быть с двойным отгибом – такая конструкция хоть и хлопотнее, но она более прочна и лучше отводит воду.

Будьте особенно старательны, загибая кромки: соединенные листы должны образовать ровную рядовую полосу. Поэтому сначала загибайте кромку на углах, эти загибы будут удерживать лист от смещения при дальнейшей работе. При сваливании кромки на плоскость оставляйте зазор 3 миллиметра, чтобы потом соединить со следующим листом, уплотняя фальц киянкой.

Одной из самых трудоемких деталей является воротник дымовой трубы. Чтобы результат не разочаровал вас, не поленитесь произвести самые точные замеры дымовой трубы, по которым и делайте «раскрой».

Воротник состоит из пары П-образных деталей, которые соединяют внахлестку. Все детали можно соединить как двойными лежачими фальцами, так и заклепкой, припайкой, которая часто используется для соединения переходов.

Когда все детали готовы, можно приступать непосредственно к покрытию крыши. Сначала устанавливают карнизные штыри с хомутами и Т-образные костыли на расстоянии 70 сантиметров друг от друга и 12 сантиметров от края свеса. Между штырем и костылем – 20-40 сантиметров, крепление к обрешетке – гвоздями и шурупами. Картины карнизных свесов, соединенные лежачими фальцами, собираются в блоки, длина которых равна расстоянию между двумя водоприемными воронками. Боковые надрезы капельников плотно находят друг на друга, блоки карнизных свесов надвигаются на костыли так, чтобы планки костылей вошли в загиб капельника. Блоки соединяете фальцами и закрепляете гвоздями.

Перпендикулярно карнизному свесу на расстоянии 67-73 сантиметров прибиваются крюки, на которые крепим надстенные желобы. Картины желобов соединяются в блоки укладкой внахлестку. Для соединения с кромкой покрытия верхняя кромка желобов отгибается на 90 градусов.

Крышу покрывают, начиная со скатов, противоположных фасаду. Первая полоса на скатных крышах – вдоль фронтона, на многощипцовых, вальмовых и полувальмовых – от начала конька. Картины укладывают от свесов к коньку.

В полосах картины соединяют лежачими фальцами, а готовые полосы – стоячими фальцами с помощью гребнегиба и киянки. Стоячие фальцы на коньке или на ребрах, сваливайте на плоскость в сторону малого отгиба на длину 10 сантиметров (длина отгибов – 30 миллиметров и 60 миллиметров – формируется при обрезании полос ). Полосы крепятся к обрешетке кляммерами, которые прибивают гвоздями к обрешетке через 50-70 сантиметров и закрепляют в стоячем фальце.

Фронтонный свес вашей кровли должен свисать с обрешетки на 40-50 миллиметров, крепят его с помощью концевых кляммеров через 30-40 сантиметров. В последнюю очередь следует делать соединения с надстенными желобами.

По окончании основных работ не поленитесь еще раз тщательно осмотреть кровлю: нужно заделать герметиками трещины и неплотности в фальцах, убрать остатки материала и грязь. Если вы использовали не оцинкованные листы, то необходима покраска.

Крыша готова – можно жить! Все остальное можно делать долго, делать и переделывать – все, но не крышу! Недаром, когда хотят сказать, что у человека есть жилье, говорят: у него есть крыша над головой!

Особенности возведения металлической кровли

Металлическая кровля привлекает к себе внимание легким весом и относительно низкой стоимостью. К главным преимуществам материала можно отнести облегченный монтаж, за счет которого вырастает скорость выполнения кровельных работ, при этом выполнить такие работы можно и самостоятельно. Материал обладает герметичностью и огнестойкостью. Герметичность обоснована минимальным количеством крепежных отверстий или вовсе их отсутствием.

Типы металлических покрытий

Люди уже давно используют металл в качестве кровельного материала и за столетия его использования было придумано много технологических вариантов. Вместо простого алюминия, листового железа и меди сейчас используют своеобразные «конструкторы» с набором креплений, элементов и доборных деталей для устройства примыканий. Такие наборы существенно упрощают строительные работы.

Классификация кровельного железа поделила варианты металла на крышу на следующие группы:

  1. Рулонная, тонколистовая или холоднокатаная, оцинкованная или черная сталь. Обычно применяется для возведения фальцевых бюджетных крыш.
  2. Металлочерепица, полностью готовая к укладке. Она привлекает внимание изобильным рядом модификаций различных форм элементов, цветов. Наряду с этим вариантом, аналогичными приоритетами обладает и профнастил.
  3. Цветные металлы. В эту группу вошли популярные покрытия из алюминия, титаново-цинкового сплава, меди.

Советы по выбору материала

Технологичные и удобные в применении кровельные наборы из листов профнастила и металлочерепицы отличаются высокой ценой. По той же самой причине многие не рассматривают и цветные металлы. Если выбирать максимально экономичное устройство металлической кровли своими листами, то лучше сосредоточиться на бюджетных материалах. Для этого потребуются стальные листы с шириной 1,25 метра, длиной — 2,5 метра.

Сталь лучше всего приобретать с двухсторонней оцинковкой. Она будет стоить больше «черного» аналога, который не покрывается цинком, но вложенные средства окупят себя в виде оптимизированной износостойкости в совокупности с редким уходом. Холоднокатаный материал на заводе изготовителя полностью погружают в емкость с расплавленным цинком, после чего на поверхности листов появляется плотные защитный слой.

СНиП диктует значения толщины материала. Согласно предписаниям нормативов, металлическая кровля (II-26−76) сооружается из тонколистового металла прокатной промышленности. Для металлической крыши подойдет сталь толщиной 0,5−1,5 мм. Проще монтировать тонкие листы, так как они гнутся, формируя нужные соединения. Но если из этого же материала планируется делать элементы водостока и доборные детали, то лучше остановиться на толщине 0,6−0,8 мм.

Строительными правила не запрещается искажать форму оцинкованных пластин, но этого делать все же не рекомендуется, так как монолитность цинкового покрытия нарушится. Металлические инструменты нельзя класть в процессе работы на оцинкованную поверхность, для этого нужна деревянная подкладка. Если повредить цинковую защиту, то эксплуатационные качества испортятся.

Осуществление самостоятельного монтажа

Самым экономным и распространенным типом укладки листов на кровлю можно назвать фальцевую технологию. Основа этого принципа состоит из способа соединения элементов загнутыми краями, которые образуют поперечные и продольные швы (они и называют фальцами).

Поперечные фальцевые соединения удобны, когда размер ската превышает по горизонтали классическую длину стального листа. Они бывают двойными и одинарными, называются горизонтальными из-за того, что у них одноименное направление. Также бывают лежачими — их загибают в стороны стока воды, чтобы не получилось лишних преград для стекания осадков.

Продольные фальцевые швы должны соединять элементы покрытия по вертикали ската (боковая линия листа). Их нельзя загибать, чтобы не вызвать застои воды на крыше. От этого их прозвали стоячими. Монтаж по фальцевой технологии подразумевает использование горизонтальных стоячих соединений.

По возможности стоит исключить одинарные горизонтальные соединения, которые могут снизить способность кровли сопротивляться атмосферному негативу. Стоячие двойные фальцы — самый практичный и надежный вариант. Формирование швов происходит при помощи деревянного отворотка и молотка или специальных электромеханических машинок.

Читать еще:  Что такое пассивные кондиционеры, принцип работы

Описание специфики сооружения

Основной элемент кровли — это деталь, собранная из двух стальных полос с загнутыми кромками, которые требуются для дальнейшего соединения. Эту деталь называют «картинами», собирают их на земле. Потребуется специальный верстак, совпадающий по длине с длиной соединяемых частей картины.

Для сращивания картин требуются самодельные кляммеры: их вырезают из того же листа стали, полосы имеют стороны 3 и 15 сантиметров. Крепятся они через каждые полметра от линии вертикального шва. Из обрезков металлического листа заранее делается нужное количество крепежа. Нарезаются детали ножницами, так как от болгарки будут оставаться неровные зубчатые края, кроме того, будет выжигать защитное покрытие.

Собранные картины с подготовленными к соединению кромками остается поднять наверх.

Стропильная система и обрешетка

Сооружение стропильной системы мало чем будет отличаться от технологии строительства каркасов под другие крыши. Тут необязательно располагать стропила очень часто, так как материал отличается своей легковесностью. Но брус обрешетки потребуется устанавливать с частотой в двадцать сантиметров, ведь нужно учесть способность металла прогибаться. За счет этого можно исключить порчу покрытия.

Минимальный наклон скатов для металлической кровли составляет 14 градусов, максимальный — 30. Если крыша утеплена, то потребуется соорудить поверх гидроизоляции контробрешетку из тоненьких реек, чтобы сформировать вентиляционный зазор между изоляционной прослойкой или металлическим покрытием. Благодаря такой вентиляции, с обеих сторон будет равная температура, следовательно, не будет оседать конденсат, который способен разрушать металл.

Карнизный свес выполняется из трех или четырех сплоченных досок. Конек формируется путем укладки досок с двух сторон, в единой точке они сходятся.

Сборка элементов и заключительный монтаж

Сборку металлического ограждения кровли нужно начинать с монтажа костылей, которые устанавливаются через каждые семьдесят сантиметров вдоль карнизного свеса. Сначала прибиваются по краям два костыля, между ними натягивается шнур для последующего выравнивания прочих деталей.

Картины транспортируют автоподъемником к организованному сверху месту складирования. Вдоль линии второй картины крепятся кляммеры через полметра, для этого используются саморезы. Кляммер располагается так, чтобы уложенная сверху картина смогла перекрыть точку его фиксации. После этого устанавливается первая картина, ее боковая линия должна совпадать с линией фронтона. Первый элемент крепится насквозь саморезами.

Элементы фальцевой кровли нужно монтировать по аналогичной схеме: ставятся кляммеры, потом монтаж следующей полосы, соединение с предыдущим листом. Фальц нужно загибать вместе с крепежными полосками. Опытные кровельщики рекомендуют укреплять швы с помощью силиконового герметика. А чтобы избежать разгибания самодельных кляммеров, допускается дополнять точку их расположения клепкой.

И заключительные шаги по монтажу металлической кровли будут выглядеть следующим образом:

  1. По завершении сращивания соединения требуется уплотнить полосами из металла и молотка.
  2. Потом загибается меньшая кромка на коньке, сверху накладывается большая коньковая кромка.
  3. Если оцинкованная поверхность по эстетическим соображениям смотрится не очень хорошо, то ее можно сначала загрунтовать пигментированной олифой, после чего — окрасить в любой понравившийся цвет.

Дополнительная защита от молний

Бытует мнение, что металлическая кровля сама по себе выступает хорошим молниеприемником, поэтому не нуждается в дополнительной защите. Но прямое попадание молнии может вызвать возгорание, так как металл, установленный на деревянную обрешетку, перегреется. Если между элементами покрытия, швы являются надежными, то молниезащита будет осуществляться путем ее присоединения через токоотвод.

Сооружение металлической кровли можно по праву назвать самым экономным и простым способом обустройства загородного дома. Если при выполнении работы помнить по технологические правила и действовать аккуратно, то возведенная конструкция прослужит ни один десяток лет, не потребовав от своего владельца ремонта и каких-либо переделок. Нужно лишь помнить о правилах монтажа по строительным нормативам и учитывать особенности металлического покрытия.

Металлическая кровля: виды, устройство и монтаж

Еще несколько десятилетий назад на территории постсоветского пространства оцинкованные кровли делили пальму первенства с асбестоцементным шифером. Внедрение на производстве новейших технологий обработки и применение полимерных покрытий позволило изделиям из металла вырваться далеко вперед. Металлические кровли значительно прибавили в износостойкости и эстетике, а цветовая палитра и формы соответствуют требованиям самого взыскательного покупателя.

Особенности

Кровли из металла применяются для промышленных зданий, жилых домов, хозяйственных построек и объектов малой архитектуры: беседок, навесов. В классическом виде стройматериал представляет собой листы, некоторые из которых покрыты полимерным слоем или краской. Листовое железо производят из сплавов или цветных металлов: медь, алюминий, титан-цинк, сталь. Параметры одного листа разнятся в зависимости от производителя. В среднем длина равняется 2500 мм, ширина – 1250 мм, толщина – 26–29 мм. Для фальцевой кровли изделия выпускаются со специальными замками (картинами), которые при сборке образуют стоячий двойной шов – фальц.

По типу обработки различают следующие виды:

  • холоднокатаный;
  • рулонный;
  • тонколистовой;
  • черный;
  • оцинкованный.

Большей популярностью пользуются штампованные варианты, имеющие рельефную поверхность, к которым относится профнастил. Волна усиливает жесткость и прочность металлопрофильной конструкции. Современное покрытие может имитировать битумную, керамическую черепицу или деревянный гонт. Для каждого вида существуют особые технологии укладки. Выпуск современной металлической кровли подразумевает полный комплект для обустройства крыши. В кровельный набор входят сами пластины всевозможных размеров и форм, а также крепежи, доборные элементы и прочие детали, необходимые для качественного монтажа. Высокая цена на покрытие компенсируется качеством, длительным сроком эксплуатации и простотой ухода.

Виды крыш, покрытых металлом, разнообразны и в целом не имеют никаких ограничений по сложности форм. Для монтажа не требуется сложного оборудования. В каждом отдельном случае просто учитывается вес, иногда требующий усиления узлов каркаса, пластичность исходного материала, а также требования к сочетаемости. Металлочерепица и профлист не переносят контакта с битумом: на внутренних поверхностях появляется коррозия. Монтаж производится на твердое основание с изоляционными материалами. Стропильная конструкция имеет довольно малые расстояния между деталями обрешетки. Для фальцевой кровли дистанция между планками составляет не более 250 мм. Рекомендуемый уклон скатов – от 16 до 30 градусов.

Плюсы и минусы

Достоинства материалов во многом определяются видом отделки, которая отличается у черепицы и листового железа. Но у них существуют общие показатели с металлопрофилем, которые позволяют оценить всю группу.

Можно выделить несколько преимуществ металлической кровли.

  • Долговечность – средний срок службы при правильной установке и эксплуатации около 50 лет.
  • Экологичность – металл не содержит вредных веществ, не оказывает негативного воздействия на людей и животных.
  • Легкость – покрытие намного меньше весит по сравнению с керамической черепицей и некоторыми другими кровельными материалами.
  • Огнестойкость – не воспламеняется и не горит.
  • Стропильная система, как правило, не нуждается в усилении, поэтому можно использовать старый каркас.
  • Гладкое покрытие и отсутствие горизонтальных типов балок способствует быстрому соскальзыванию снега в зимнее время, что делает их незаменимыми для крыш с небольшим углом наклона.

Среди недостатков стоит выделить несколько основных.

  • Кровля издает значительный шум при выпадении осадков, поэтому требуются дополнительные материалы для его снижения.
  • Металл быстро нагревается и охлаждается, что сказывается на температурном режиме дома. А это означает, что при обустройстве крыши необходимо предусмотреть увеличение теплоизоляционного слоя.
  • Металл уязвим при попадании молнии. Чтобы избежать электрического разряда, все дома оборудуются защитными устройствами с заземлением.
  • При снегопадах быстрое скольжение становится недостатком: на людей снег может обрушиться большим комом. Чтобы предотвратить травмы и перекрыть путь лавине, на крыше устанавливаются специальные колышки. Благодаря штырям пласты под тяжестью собственного веса разбиваются на незначительные элементы и перестают быть опасными.

Разновидности

Понятие «кровля» подразумевает под собой защитное внешнее покрытие крыши, защищающее от всевозможных атмосферных явлений. Очень часто анализируя свойства и характеристики кровельных материалов, рассматривают и их влияние на стропильную систему, а также доборные детали и принцип крепления к обрешетке.

По основному материалу кровельное железо может быть:

  • чистый металл – медь, алюминий;
  • сплавы – титан-цинк, сталь;
  • с защитным покрытием (полимеры, краска).

Популярные металлы и сплавы

Медь – это самый дорогой вид кровли из своей группы, обладает пластичностью, устойчивостью к температурным перепадам, подходит для покрытия даже сложных форм крыш. Выпускается как в рулонах, так и в листах, включая фальцевые. Изначально имеет характерный рыжеватый или розовый оттенок. Через 15–20 лет начинает покрываться благородной патиной, которая служит естественной защитой от коррозии и воздействия атмосферных явлений. Скорость окисления – 6 мкм/год.

Приобретаемый оттенок зависит от химического состава осадков и особенностей климата в регионе. Весь процесс преображения занимает от 80 до 100 лет – из яркой и блестящей как начищенный медяк, в коричневую, черную, а затем малахитовую. Средний срок службы составляет 150 лет, а зафиксированный рекорд – 700 лет.

Оформление поверхности может быть следующее:

  • бесшовное гладкое;
  • с фальцевыми швами;
  • имитация «чешуи».

Устройство металлической кровли

ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Москва 2002

В технологической карте рассмотрены вопросы устройства и ремонта металлической кровли.

Рекомендована область применения, разработаны организация и технология производства работ, охрана труда и техника безопасности.

Карта разработана по заданию Управления развития Генплана Правительства г. Москвы в АОЗТ ЦНИИОМТП сотрудниками Научно-производственного центра.

Читать еще:  Как правильно забить гвоздь

Ответственный исполнитель Колосков В.Н.

1.1. Технологическая карта составлена на устройство и ремонт металлической кровли.

1.2. Технологическая карта составлена в соответствии с «Руководством по разработке технологических карт в строительстве».

1.3. В качестве аналога принят четырехэтажный шестнадцатиквартирный дом с размерами в плане 33,6×13,2 по осям (рис. 1, 2).

2.1.1. До начала устройства металлической кровли должны быть выполнены организационно-подготовительные мероприятия в соответствии со СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства».

2.1.2. Закончены все монтажные и сопутствующие работы, оформлены акты на скрытые работы в соответствии со СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции».

2.1.3. Подготовительные работы включают:

проверку соблюдения проектных уклонов скатов кровли;

проверку правильности устройства обрешетки;

сортировку и проверку качества поставляемых металлических листов.

2.1.4. Кровли из оцинкованной или черной кровельной стали предусматривают для крыш зданий с уклоном от 30 до 60 % (16°-30°).

2.1.5. Основными материалами для кровель из листовой стали являются тонколистовая сталь кровельная неоцинкованная (черная) или оцинкованная.

2.1.6. Кровельная сталь выпускается в виде листов размером 1420×710 мм, 2000×1000 мм, толщиной 0,4-0,8 мм, массой (в зависимости от толщины) от 3 до 6 кг.

2.1.7. Неоцинкованная (черная) листовая сталь используется ограниченно в строительстве и при капитальном ремонте зданий.

Кровли из нее требуют частых покрасок с применением олифы.

2.1.8. Наиболее эффективно применение кровельной оцинкованной стали. Она меньше подвергается коррозии, срок службы ее значительно больше. Поверхность оцинкованной стали должна быть ровной, без пленок, пузырей, затеков, с плотной и равномерной оцинковкой.

2.1.9. Кроме листовой стали, при кровельных работах применяются:

кровельные гвозди толщиной 3,5-4 мм, длиной 40-50 мм с крупной шляпкой для прибивки листов стали к обрешетке на карнизных свесах и крепления кляммер;

строительные гвозди толщиной от 2,5 до 4 мм, длиной 50-100 мм для прибивки костылей и крючьев;

кляммеры (изготавливаются из обрезков кровельной стали) для крепления кровельных листов к обрешетке;

крючья (выполняются из полосовой стали толщиной 5-6 мм, шириной 16-25 мм и длиной 420 мм) для крепления настенных желобов;

костыли (выполняются из полосовой стали толщиной 5-6 мм, шириной 25-36 мм, длиной 450 мм) для поддержания карнизных свесов);

ухваты для крепления водосточных труб к стенам здания;

хомуты на болтах для крепления водосточных труб, воронок и отлива.

2.1.10. Любые крыши состоят из двух основных частей – несущей и ограждающей (собственно кровли). При деревянной несущей конструкции под кровлю из листов стали и расстоянии между стропилами 1,2-2 м обычно устраивают обрешетку из досок сечением 200×50 мм и брусков с сечением 50×50 мм.

2.1.11. Бруски и доски располагают на расстоянии 200 мм друг от друга. При таком расположении в обрешетке нога человека, идущего по скату крыши, будет всегда опираться на два бруска, что предотвратит прогиб кровельного покрытия.

2.1.12. Обрешетка под кровлю из листовой стали должна быть ровной, прочной, жесткой, без выступов и углублений. Между контрольной рейкой длиной 1 м и обрешеткой допускается просвет размером не более 5 мм.

2.1.13. Для устройства карнизного свеса и настенных желобов укладывают сплошной дощатый настил из обрезных досок шириной в 3-4 доски (700 мм). Лицевая доска карнизного свеса должна быть прямая и свешиваться с карниза на одинаковую величину по всей своей длине.

Сплошной настил из обрезных досок устраивают также под разжелобками (на ширину до 500 мм в каждую сторону).

2.1.14. Вдоль конька кровли укладывают две сходящиеся кромками доски, которые служат для поддержания конькового стыка.

2.1.15. От правильного устройства обрешетки зависит долговечность кровли, так как даже незначительный прогиб листов на ней ослабляет плотность стыков (фальцев), что приводит к протечкам и разрушению покрытия.

2.1.16. Из общего объема работ по устройству металлических кровель примерно 50 % составляют монтажные работы, выполняемые непосредственно на кровле, т.е. в наиболее трудных условиях.

2.1.17. Кровельные монтажные работы включают следующие операции:

покрытие карнизных свесов;

укладку настенных желобов;

устройство рядового покрытия (покрытие скатов крыши);

Схема организации работ при устройстве металлической кровли представлена на рис. 3.

Заготовленные заранее кровельные картины поднимают на крышу при помощи автомобильного крана КС-35714К в специальных контейнерах. Для приема их на крыше устанавливается инвентарная сборно-разборная площадка и легкая подставка для складирования листов (рис. 4).

2.1.18. Покрытие карниза начинается с установки вдоль свеса костылей, предназначенных для поддержания картин. Костыли прибивают к обрешетке через 700 мм друг от друга с выносом (свесом) от края обрешетки на 130-170 мм.

Все костыли должны быть уложены с одинаковым свесом, поэтому сначала прибивают два крайних костыля, причем один из гвоздей на каждом костыле забивают не полностью. Между этими гвоздями натягивают шнур, по которому определяют положения всех промежуточных костылей.

2.1.19. Покрытие крыши листовой сталью производится из заранее заготовленных листов, называемых картинами.

Картины могут быть одинарными и двойными (из двух листов), соединенными по коротким сторонам. Последний способ более производителен, так как уменьшает затраты труда на соединение листов на крыше и позволяет применять укрупненные элементы кровельного покрытия (рис. 5).

Заготовка картин заключается в отгибе кромок листа с четырех сторон для последующего соединения их на крыше фальцами (рис. 6). Она может производиться вручную или механизированным способом на фальцегибочных станках.

Кровельные листы обычно соединяют между собой по короткой стороне листа лежачими фальцами, а по длинной – стоячими (гребневыми). При покрытии скатов кровли гребневые фальцы располагаются по скату, а лежачие – поперек (параллельно коньку кровли), что не препятствует стоку воды со скатов. Фальцевые соединения могут быть одинарными и двойными.

Как правило, соединение листов для покрытия скатов кровли производится одинарными фальцами и лишь при малых уклонах крыш (около 16°) и в местах наибольшего скопления воды (желоба, разжелобки) – двойными.

Покрытие скатов кровли одна из наиболее трудоемких операций при устройстве кровель из листовой стали.

В комплекс выполняемых на крыше работ по устройству рядового покрытия скатов наибольшие трудовые затраты приходятся на соединение картин гребневыми фальцами, так как протяженность последних в два раза больше протяженности лежачих фальцев, из которых половина выполняется в мастерской при заготовке картин.

Обычно соединение кровельных картин гребневым фальцем производится кровельщиками с помощью молотков или же молотком с помощью бруса-отворотки (рис. 7).

В последнее время предложены и применяются электрогребнегибочная машина (рис. 7) и приспособления-гребнегибы, позволяющие выполнять работы без применения кровельных молотков.

2.1.20. Заготовленные ранее и поданные на крышу карнизные картины укладывают поверх костылей по свесу крыши таким образом, чтобы край их, имеющий отворотную ленту, плотно огибал выступающую часть костыля. Незагнутую кромку листов по противоположной стороне прибивают к обрешетке гвоздями с расстоянием между ними 400-500 мм. Шляпки гвоздей в дальнейшем закрывают настенным желобом. Картины карнизного свеса соединяют между собой лежачими фальцами (рис. 8).

2.1.21. По окончании покрытия карнизных свесов производят укладку настенных желобов. Обычно желоба располагают между водоприемными воронками с уклоном от 1:20 до 1:10. Работы начинают с установки крючьев, которые размещают по линии, намеченной для укладки желобов и отбитой намеленным шнуром. Крючья ставятся поверх карнизных картин на расстоянии 650 мм один от другого. Крючья следует располагать перпендикулярно к линии настенных желобов и прибивать двумя или тремя гвоздями к обрешетке (рис. 9).

2.1.22. По окончании работ по укладке настенных желобов производят покрытие скатов кровли. Картины рядового покрытия щипцовых крыш (двухскатная) обычно укладывают, начиная от щипцовой стенки (фронтона), а вальмовых (четырехскатных) – от края их коньков.

Картины раскладывают полосами по скату кровли в направлении от конька к желобу (рис. 10). Картины в каждой полосе соединяют друг с другом лежачими фальцами. Таким способом укладывают несколько полос, которые временно прикрепляют у конька к обрешетке гвоздями (за край отогнутой кромки гребня).

Фронтонный свес должен свисать с обрешетки на 40-50 мм. Крепление свеса выполняют концевыми кляммерами, устанавливаемыми через 200-400 мм, которые вместе с продольным отгибом рядовой полосы загибают в виде двойного стоячего фальца (рис. 10).

Фронтонные свесы монументальных зданий, а также строений, сооружаемых в районах со шквальными ветрами, следует крепить так же, как и карнизные свесы, т.е. на костылях с устройством отворотных лент с капельниками.

2.1.23. Вдоль собранной из картин полосы к боковой стороне обрешетки прибивают кляммеры (рис. 11) на расстоянии 600 мм друг от друга. Затем собирают вторую полосу и укладывают ее таким образом, чтобы отогнутая большая кромка первой полосы примыкала к малой отогнутой кромке листов второй полосы. При этом соседние полосы сдвигают относительно друг друга на 40-50 мм, чтобы лежачие фальцы соседних картин были расположены вразбежку.

2.1.24. Укладку рядовых полос на скате проводят с выпуском 50-60 мм выше конька крыши для образования конькового гребня. Во избежание встречи на коньке двух гребневых фальцев противоположных скатов кровли их располагают вразбежку на взаимном расстоянии не менее 50 мм.

2.1.25. Соседние полосы картин сначала соединяют гребневым фальцем лишь у кляммер, при этом их плотно подтягивают к обрешетке, а затем на всем протяжении гребневого фальца.

Читать еще:  Устранение вздутия отдельных фрагментов ламината своими руками

2.1.26. Вслед за покрытием скатов кровли производят покрытие разжелобков от конька к свесу (рис. 12). Собранную в мастерской и поданную на крышу в свернутом виде полосу разжелобка развертывают и укладывают на место так, чтобы продольные кромки ее подходили под края рядового покрытия скатов, которые обрезают ручными ножницами по границам разжелобка. Затем края разжелобка соединяют с краями рядового покрытия лежачим фальцем, отогнутым в сторону разжелобка, с окончательным уплотнением фальцев киянкой.

2.1.27. После соединения с рядовым покрытием верхний конец разжелобка, примыкающий в коньку, обрезают по форме конька, а нижний, примыкающий к настенному желобу – параллельно направлению желоба с оставлением кромки для фальца. Затем разжелобок соединяют с коньком гребневым фальцем и с настенным желобом – лежачим фальцем, отогнутым в сторону желоба (по направлению стока воды).

2.1.28. Фальцы, которыми соединены листы разжелобка между собой и с рядовым покрытием кровли, должны быть промазаны суриковой замазкой.

2.1.29. В целях лучшего отвода воды из-за трубы с верхней стороны трубы делают треугольную разделку (раскрышку) в виде двухскатной кровли из досок или брусков, прибиваемых к обрешетке и покрываемых листовой сталью (рис. 13). Вода, текущая со ската кровли, рассекается разделкой и стекает по скатам. Образованный отгибами кромок картин воротник должен плотно обхватывать ствол трубы и соединяться в углах на фальц.

2.1.30. Как вариант обрамление труб может осуществляться воротником, который изготовляется по шаблону в виде П-образных половин (рис. 13), которые соединяют двойным фальцем внахлестку по стоку воды на крыше.

Примыкание кровли к дымовой трубе устраивают путем заделки кромки покрытия в выдру.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 622 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Металлические стропила для крыши – особенности устройства и монтажа

Стропила и обрешетка – каркас крыши, который несет на себе всю тяжесть кровельного пирога, термоизоляции, снеговую нагрузку, поэтому они должны обладать высокой несущей способностью, прочностью. Идея использовать металлические стропила, чтобы конструкция кровли получилась более жесткой, не нова, но ранее она применялась в основном для перекрытия промышленных или хозяйственных сооружений. Сейчас стропильный каркас и обрешетка из металлопрофиля считаются реальной альтернативой деревянным элементам крыши, если длина ската превышает 10 метров.

Функции стропил

Конструкция стропильного каркаса крыши состоит из множества взаимосвязанных элементов, которые образуют фермы. Шаг, величину сечения между стропилами и другими опорами определяет расчет нагрузок, которым они подвергаются в процессе эксплуатации. Кровельный каркас выполняет следующие функции:

  1. Распределение нагрузки. Взаимосвязанные узлы, усиленные уголками, равномерно распределяют вес кровли, который может достигать с учетом снеговой нагрузки до 500-600 кг. Чем больше сечение стропил и меньше шаг между ними, тем большую несущую способность имеет конструкция.
  2. Придание уклона и формы. Стропила, расположенные под углом к основанию крыши, формируют наклонную плоскость скатов, благодаря чему на поверхности кровли не скапливается снег и вода.
  3. Формирование основания для фиксации кровельного материала. Крепление финишного покрытия кровельного пирога происходит к каркасу кровли. Обрешетка выступает как основа для фиксации покрытия, распределяющая его вес равномерно по стропильным балкам.

Обратите внимание! Какими должны быть все узлы, стропила и обрешетка кровельной конструкции определяет инженерный расчет. Чтобы определить необходимую несущую способность каркаса, необходимо вычислить суммарную нагрузку, которой он будет подвергаться. Для этого складывают вес кровельного материала, утеплителя, гидроизоляции, максимальную снеговую нагрузку с весом стропильной системы.

Виды стропильных систем

Наиболее распространённым материалом, из которого изготавливается обрешетка и стропила каркаса кровли, считается древесина. Однако, если вес кровельного материала достаточно велик, а длина ската больше 6 метров, то конструкция получается слишком массивной. Строителям приходится уменьшать шаг между стропильными ногами, увеличивать их сечение, из-за чего узлы кровли приобретают большой вес, увеличивая нагрузку на фундамент. Разгрузить несущие стены и основание постройки можно, используя более прочные, но легкие металлические стропила. По типу использованного материала выделяют следующие типы стропильных систем:

  • Деревянные. Стропила и обрешетка из дерева применяются для возведения крыш, длина ската которых не превышает 7-10 метров. Крепление элементов каркаса между собой происходит с помощью саморезов, гвоздей или подвижных металлических элементов. Шаг между ногами обычно бывает в пределах 50-80 см.
  • Металлические. Металлические кровельные каркасы изготавливают из стального металлопрофиля с цинковым покрытием, который не боится влаги. Стропила и обрешетка из этого материала легкие, прочные, поэтому шаг между ними можно увеличить до 1,5-2 метра. Крепление металлопрофиля выполняют при помощи сварки или крепежных элементов. Металлические узлы крыши применяют при длине ската от 10 метров.
  • Комбинированные. Стропильный каркас, сочетающий металлические и деревянные узлы, называют комбинированным. Сочетание опорных элементов из дерева и оцинкованной стали позволяет сделать более дешевую конструкцию, обладающую высокой несущей способностью, увеличив шаг между стропилами.

Учтите, что металлические и деревянные элементы каркаса нельзя соединять между собой без прокладки из гидроизоляционного материала или обработки антисептическим препаратом. Так как металл обладает высокой теплопроводностью, его соседство с деревом приводит к образованию конденсата и загниванию стропил.

Методы крепления

Металлические стропила собирают в фермы треугольной, трапециевидной или арочной формы. К балкам рамы прикрепляют внутренние ребра жесткости, которые образуют уголки, значительно увеличивающие несущую способность каркаса. Такая система позволяет сделать шаг между стропилами больше, сделав расчет на опорные возможности каждой фермы. Крепление металлических элементов каркаса крыши выполняют одним из следующих методов:

  1. Крепление с помощью сварки. Если сварить детали стропильной системы с помощью сварочного аппарата, можно получить жесткую конструкцию, обладающую высокой прочностью и несущей способностью. Если правильно выполнить расчет кровли, можно облегчить каркас и снизить нагрузку на фундамент сооружения. Недостаток этого метода в том, что выполнить сварку может только профессионал с помощью специального оборудования.
  2. Крепление с помощью болтов. Фиксация стропил с помощью крепежных элементов позволяет выполнить менее жесткое крепление. Этот способ сборки стропильного каркаса на основе металлопрофиля используется в частном домостроении, где длина скатов не превышает 10 метров. Отказ от сварки позволяет ускорить монтаж крыши.

Опытные мастера делают расчет на то, что металлическая обрешетка и стропила могут выдержать больший вес, чем деревянные, поэтому можно увеличить шаг между ними и уменьшить толщину сечения элементов. Более того, в строительных магазинах продаются готовые стропильные фермы, крепление которых выполнялось методом сварки, пригодные для перекрытия построек стандартной ширины.

Преимущества

Металлический стропильный каркас используют для возведения крыш любой формы, любой скатности с уклоном от 1-2 градусов. В качестве материала, из которого изготавливаются стропила и обрешетка, используются стальные уголки, трубы круглого и прямоугольного сечения, тавры. Чтобы правильно подобрать толщину элементов каркаса и выбрать шаг между ними, выполняют расчет конструкции крыши, учитывающий постоянные и временные нагрузки, которые передаются стропильным балкам в процессе эксплуатации. Достоинствами стропильной системы из этого материала считают:

  • Пожарная безопасность. В отличии от деревянных, металлическим балкам каркаса не страны возгорания, что повышает пожаробезопасность здания.
  • Простота обслуживания. Цинковое гальваническое покрытие, которым покрывают стальные уголки, защищает каркас крыши от коррозии в течении всего срока службы. Им, в отличии от деревянных, не требуется ежегодная обработка антисептиком.
  • Безотходность. Хотя металлические конструкции обходятся достаточно дорого, оно считается экономически выгодным, так как крепление выполняется сварным методом, а отходов практически не остается.
  • Долгий срок службы. Если правильно выполнить расчет нагрузок, то кровельный каркас из металла прослужит более 100 лет, что превышает срок эксплуатации даже самых устойчивых кровельных покрытий.

Профессиональные кровельщики считают, что целесообразно использовать сварные металлоконструкции для изготовления стропильного каркаса крыши при длине ската от 10-12 метров. При этом главная задача – правильно выполнить расчет нагрузок, а затем определить шаг между ногами в соответствии с климатическими характеристиками и свойствами кровельного материала.

Недостатки

Несмотря на очевидные достоинства, металлические стропильные системы – не самое популярное конструктивное решение в частном домостроении. Даже большой шаг между стропилами и разреженная обрешетка при высокой стоимости метала не могут сделать конструкцию дешевле деревянной. Недостатками металлических стропил считают:

  1. Высокая теплопроводность. Металл обладает высоким коэффициентом теплопроводности, поэтому стропила и обрешетка крыши образуют мостики холодна. С точки зрения энергоэффектвности, каркас из металлопрофиля – не лучшее решение.
  2. Проблематичность транспортировки и монтажа. Выбирая металлическую стропильную систему, принимайте в расчет, что перевозить, поднимать на высоту и осуществлять крепление длинных и тяжелых элементов сложнее, чем стропила пиломатериалов стандартной длины.
  3. Сложность монтажа. Для подъема на высоту и фиксации ферм используется специальная техника, аренда или покупка которой обходится дорого.
  4. Деформация под действием высокой температуры. Хотя металл считают негорючим материалов, во время пожара он сильно деформируется, что обычно приводит к обрушению кровли.

Чтобы определить имеет ли смысл использовать более дорогие стропильные элементы из металлопрофиля, нужно выполнить расчет каркаса крыши. Если длина ската превышает 10 метров, а нагрузка более 450-600 кг, то монтаж металлического каркаса экономически целесообразен.

Видео-инструкция

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector