Почему греются контакты и к чему это может привести
Iddc.ru

Все об электрике

Почему греются контакты и к чему это может привести

Почему греются контакты и к каким последствиям это приводит?

Электрические контакты, вне зависимости от их вида всегда являются слабым звеном любой электроцепи. С чем связан нагрев контактов под воздействием электрической энергии, и к каким последствиям он может привести, мы подробно рассмотрим в сегодняшней статье. В ней помимо описания физики процесса будет приведено много полезной информации, которая может пригодиться домашнему мастеру.

Определение и классификация контактов

В данном контексте контакт следует трактовать в качестве соединения проводников переменного или постоянного тока. Электросистемы объединяют в себе линии передач, множество машин, аппаратов и другого оборудования, для соединения которых применяются контакты или контактные группы. От их надежности напрямую зависит работа, как отдельных участков электрической цепи, так и всего электрохозяйства.

В зависимости от конструктивных особенностей электроконтакты принято классифицировать на следующие виды:

  • Подвижные. В их число входят коммутируемые, то есть производящие замыкание, размыкание или переключение электроцепи, например, контакты пускателя, реле (см. а на рис.1), выключателя и т.д. К данному виду также относятся скользящие контакты, в качестве примера можно привести автотрансформатор (см. b на рис.1), коллекторные машины, потенциометры и т.д.
  • Неподвижные, к таковым относятся неразъемное и разъемное соединения. В качестве примера первых можно привести сварку, пайку (см. с на рис. 1) или клепку проводников, то есть данный вид рассчитан на долгосрочную коммутацию в электрическом аппарате. Ко вторым относятся винтовые, болтовые (см. d на рис.1) соединения, а также подпружиненные зажимы. Разъемные соединения, в отличие от неразъемных, допускают возможность перекоммутации.

Поверхность медного контакта, увеличенная электронным микроскопом

Когда происходит сближение поверхностей соприкосновения, в первую очередь контакт образуется между выступающими вершинами. Они впоследствии деформируются под воздействием физического давления и преобразуются в контактные поверхности небольшой площади. Это приводит к тому, что в коммутируемой электроцепи образуются переходные сопротивления (принятое обозначение Rк).

Помимо этого на поверхности проводников образовывается оксидная пленка (это особенно характерно для алюминиевых контактов), которая увеличивает сопротивление контакта. Как правило, пленки не большой толщины не оказывают влияние на контактное сопротивление, поскольку физическое усилие, приложенное к соединяемым поверхностям, разрушает пленку. Так же возможен ее пробой (фриттинг) под воздействием электрического тока.

Толстая оксидная пленка может не разрушиться от физического усилия или приложенного напряжения, что приведет к увеличению переходного сопротивления. Именно поэтому необходима чистка контактных поверхностей.

Таким образом, можем резюмировать, что изготавливая контактирующие проводники из мягких металлов, неподверженных сильному окислению, при определенном физическом давлении на них можно добиться минимального переходного сопротивления.

Чем грозит плохое соединение?

При плохом контакте увеличивается переходное сопротивление, что приводит к нагреву проводников в месте соединения. Физику данного процесса можно описать законом Джоуля-Ленца, формула которого имеет следующий вид: Q = I 2 Rкt , где Q – уровень выделяемого тепла (Дж), I – ток нагрузки, протекающий через соединение (А), Rк – сопротивление проводящего элемента (Ом), t – время, в течение которого будет протекать ток (с).

При удовлетворительном качестве контакта температура нагрева является вполне определенной, допустимой величиной, влияющей как на выбор сечения проводников, так и номинальных параметров защитных устройств. Например, для охлаждения сильноточных контактов практикуется увеличение их площади, что препятствует электрическому износу.

Если происходит нарушение контактного нажатия (ослабление соединения), то происходит резкое увеличение сопротивления, что вызывает повышенный нагрев контакта. Это приводит к тепловому расширению проводника и контактной площадки и дальнейшему ослабеванию соединения. В результате сопротивление проводника в контактных соединениях начинает повышаться до бесконечности, образуются токи плавления вызывающие отгорание или сваривание контактных пар. Процесс нагрева и сваривания может сопровождаться образованием электрической дуги или искрения, что может привести к возникновению пожара.

Пример плохого контакта

Что может стать причиной плохого соединения?

Приведем в качестве примера типовые причины, которые могут вызвать переходные процессы в неподвижных и подвижных контактах:

  • Нарушение правил соединения проводов.
  • Ослабления контактов.
  • Воздействие ударных токов КЗ.
  • Неудовлетворительное качество установочных изделий.
  • Игнорирование норм и требований к подключению.

Предлагаем подробно рассмотреть каждый из перечисленных пунктов.

Нарушение правил соединения проводов

Это классическая причина, распространенная при монтаже бытовой проводки. Характерный пример соединение проводов «холодной» скруткой. В таких случаях велика вероятность окисления контактных соединений, и как следствие: увеличение сопротивления, падение напряжения на контактах, нагрев вплоть до температуры плавления проводов, короткое замыкание и т.д.

Холодная скрутка проводов недопустима

Напомним, ПУЭ допускает следующие виды соединений проводов, а именно: опрессовка, сварка, пайка и сжим (болтовой, винтовой, пружинный и т.д.). В Правилах «холодная» скрутка даже не рассматривается, в качестве способа соединения проводов, кто не верит, может ознакомиться с пунктом 2.1.21 ПУЭ 7-го издания.

Ослабления контактов

Как бы надежен не был винтовой или болтовой зажим, но в процессе эксплуатации он ослабевает. Причем у алюминиевых контактов этот процесс происходит значительно быстрее, чем у медных. Почему так происходит было подробно описано в статье, посвященной использованию в электропроводке кабелей с алюминиевыми жилами.

Чтобы не допустить разрушения контактов вследствие их ослабления, следует регулярно подтягивать их. Например, подтяжку медных проводов, подключенных к автоматическим выключателям в электрощитах, рекомендуется делать не реже, чем в 5-6 лет. Для выключателей и розеток можно выбрать такой же временной интервал.

Чтобы не утруждать себя процедурой подтяжки соединений, можно использовать безвинтовые (подпружиненные) контактные группы, например, клеммники Wago.

Клеммники Wago

Неудовлетворительное качество установочных изделий

Приобретая недорогие электротехнические изделия, изготовленные в Поднебесной, нужно быть готовым к тому, что качество розеток, выключателей, а также другого оборудования, окажется недостаточного уровня. Пора привыкнуть платить за качественный товар соответствующую цену. Нередко бывает, когда под видом брендовой продукции недобропорядочные продавцы пытаются «подсунуть» откровенный контрафакт. Чтобы не быть обманутым, рекомендуем проверять сертификат качества.

Воздействие ударных токов КЗ

Помимо допустимых (номинальных) токов, протекающих через соединение, возможен импульсный нагрев контакта, при аварийном режиме работы электросети. Под таковым подразумевается КЗ, приводящее к нагреву сильноточных соединений под воздействием импульсных ударных токов. Их величина существенно превышает рабочие токи, что приводит к резкому повышению температуры контакта. Учитывая случайную природу этого явления, устанавливается специальная защита от прохождения ударного тока.

Игнорирование норм и требований к подключению

В большинстве случаев это происходит вследствие отсутствия опыта и профессиональных знаний. Перечислим основные моменты, позволяющие избежать типовых ошибок:

  • Подключая группу розеток, следует использовать перемычки с одинаковым сечением, чтобы не перекосился контактный зажим.
  • При необходимости подвода к клеммнику проводов с разным сечением жил, следует произвести опрессовку проводов, установив на них оконечники одного диаметра или свернуть концы жил в кольцо. В последнем случае следует выбрать установочные изделия с обычным, а не пожильным вводом.
  • Не следует подводить к контактам большее число проводников, чем предусмотрено конструкцией. Например, во многих брендовых изделиях реализован пожильный ввод, допускающий подключение только двух проводников.
  • Важно произвести правильное подключение автоматических выключателей, УЗО и диффавтоматов, а также правильно установить гребенку, если таковая используется. Как это сделать, подробно описано в серии статей на нашем сайте.
Читать еще:  Вальмовая крыша своими руками

Почему греются контакты и к чему это может привести

Причины возникновения плохого контакта

Плохой контакт может возникать из-за плохой протяжки клемм или скрутки (между прочим, они запрещены ПУЭ), при прямом соединении алюминия с медью, от влияния окружающей среды. Все эти факторы равносильно влияют на качество контакта и его нагрев. Проблема заключается в возрастании переходного сопротивления между токоведущими частями, т.е. проводами или шинами.

Если контакты затянуты плохо сопротивление возрастает. В результате возрастания сопротивления, согласно закона Джоуля-Ленца увеличивается и количество выделяемого тепла. В результате чего металл расширяется. Плотность контакта нарушается, а после остывания места соединения сопротивление становится еще больше. В результате расширения проводников после их остывания до исходного состояния – ослабевает прижим клемм или плотность скрутки.

Согласно ПУЭ норма сопротивления контактов – максимально допустимая величина 0,05 Ом. Его проверяют с помощью милиомметра с высоким классом точности (не менее 0,01 Ома погрешность).

Вторая причина – ослабевание скрутки от вибраций. От механического воздействия соединение проводников может ослабевать. Контакт становится хуже, сопротивление больше, в результате мы имеем нагрев контактных соединений, который способствует ухудшению ситуации.

Третья причина – влажность. От этого окисляются проводники, а последствия получаются такими же, как и в предыдущих случаях.

Четвертая причина – безответственность при электромонтаже. Скрутку алюминия с медью допускать нельзя – эти металлы находятся далеко друг от друга в ряду напряженности. Из курса химии известно, что в этом случае в результате электролиза происходит коррозия, а она только способствует увеличению сопротивления и нагреву.

Как уже было сказано: скрутки как таковые запрещены, а прямой контакт алюминия с медью тем более. В случае болтового соединения между проводами из разных металлов нужно проложить шайбу. А еще лучше будет использовать клеммники, например популярные сейчас WAGO, для бытовой нагрузки их вполне хватает, а для монтажа освещения – они идеальны.

Чем выше сопротивление, тем больше выделяется тепла, это приводит к тому, что соединения не только окисляются, но и к тому, что на их поверхности образуется слой гари, что еще больше усугубляет ситуацию. В лучшем случае ток просто перестанет протекать через это соединение, вы получите обрыв цепи.

Примеры из практики: розетки, автоматы, рубильники

Первый случай — розетки: проблемы с розетками – это частая причина пожаров в квартирах. Нагрев контактов в розетке может произойти из-за слабой протяжки проводов при монтаже или ослабевания винтового зажима от времени. Особенно часто это происходит при монтаже розеток шлейфом, тогда особенно сильно греется первая розетка в цепи.

В такой цепи в каждую из розеток нужно подключать две пары проводов, одну приходящую и одну исходящую. Данный способ подключения, конечно, экономит количество кабеля при монтаже, но может заметно усложнить жизнь в дальнейшем, ведь вся нагрузка лежит на одной линии.

К тому же, если в один зажим подключены провода разных сечений происходит перекос прижимной пластины, а это снижает надежность электрических аппаратов. Провод с большим сечением будет зажат сильно, а с меньшим сечением – слабо, либо вообще выскочит со временем. В результате можно получить повышенный нагрев контактных соединений.

Второй случай – автоматические выключатели. Особенно актуальна проблема на автоматах, установленных на дин-рейке, которые запитаны от одного ввода через перемычки. Вообще клеммы автоматических выключателей бывают плоские и закругленные, от этого также зависит как нагреваются соединения. Площадь контакта тем больше, чем больше клемма повторяет форму проводника. В результате вы рано или поздно получите такую картину:

Важно! Если жилы кабеля многопроволочные, предварительно нужно надеть наконечники или залудить их припоем. Иначе зажим автоматического выключателя (да и любая другая клемма) расплющит провод, такое соединение нагревается и не отличается высокой надежностью.

Еще один случай – рубильник. Часто в рубильниках и сварочных постах используется болтовое соединение и группы предохранителей. Их использование характерно для стройки и производства, где нужно часто подключать и отключать аппаратуру. В больших электрошкафах тоже устанавливают рубильник, а потребители подключаются к шинам через предохранители.

В нижней части видны болтовые зажимы. Потребитель подключают к ним, здесь важно использовать кабельные наконечники такого типа:

Вторая проблема — ослабевание и нагрев контакта ножей, здесь нужно проверять их полное вхождение в ответную часть и обжимать, если оно нарушено.

Как измерить температуру нагрева контактов

Самый безопасный способ — использовать бесконтактные пирометры или тепловизоры. Они улавливают излучения в ИК-диапазоне. Тепло – это и есть инфракрасное излучение.

Специальная матрица тепловизора детектирует излучение в ИК диапазоне и выводит наглядное изображение на экран. Оба способа позволяют определять нагрев без отключения напряжения, что крайне важно при осмотре и диагностике высоковольтных линий. На фото видно как нагреваются элементы сети:

Главное условие надежного контакта – отсутствие нагара и окислов, соблюдение правил монтажа, использование наконечников и плотный обжим контактов. В противном случае будет возникать нагрев контактов и его потеря. Соблюдайте все описанные советы, и вы избежите проблем в будущем.

Почему греются контакты электрических соединений

Вступление

Одно из «слабых мест» любой электропроводки, в том числе электропроводки квартиры и дома, всегда были места соединений электрических проводов и мест присоединения проводов проводки с контактами установочных изделий.

Понятие «слабое место» электропроводки означает, о необходимости обратить особое внимание на них при проведении электромонтажных работ здесь. Использование при электромонтаже некачественных изделий, изделий не по назначению, отсутствие навыков электромонтажных работ, может привести к быстрому выходу из строя бытовых приборов, а также аварийным ситуациям.

Опасность тока

Электрический ток, к которому мы так привыкли, что даже о нём не думаем, на самом деле очень опасное изобретение человечества. Будучи невидимым и неосязаемым электрический ток, несет смертельную угрозу для человека и потенциальную опасность для жилища.

Опасность электрического тока проявляется не только при серьёзных аварийных ситуациях, таких как короткое замыкание или оголение токоведущих элементов проводки. Есть скрытая опасность тока, проявляющаяся в нагреве, перегреве и дальнейшем возгорании участков электропроводки, в частности в местах соединений и присоединений.

В чем опасность плохих соединений и подключений

Плохой контакт токоведущих проводов при соединении между собой и в местах подключения к устройствам приводит к нагреву мест контакта. Почему греются контакты?

Физика нагрева плохо сделанных контактов объясняется простым законом двух физиков Джоуля и Лоренца. Напомню:

Выделяемое тепло, пропорционально квадрату величины тока, сопротивлению проводника и времени протекания.

При хорошем контакте двух металлических элементов проводки, тепло выделяемое током имеет вполне конкретную величину, которая просчитывается и учитывается при выборе сечения проводников и номиналов автоматов защиты.

Читать еще:  Как отремонтировать диммер в домашних условиях?

При нарушениях контакта, на малых расстояниях такого нарушения, а проще говоря, при ослаблении контакта, сопротивление начинает увеличиваться, тепло выделяется больше, контакты начинают греться.

Нагрев контактов еще больше усиливают тепловое расширение мест соединения, как следствие контакт еще больше ослабевает. Как следствие сопротивление контакта стремится, практически к бесконечности (удельное сопротивление воздуха 10 16 ), нагрев усиливается.

К нагреву контактов добавляется, появляющиеся, искрение контактов, которое сопровождается колоссальным выбросом тепла. Как следствие отгорание контактов, обгорание установочных изделий или как самый опасный вариант, пожар в доме.

Причины плохих контактов

Выделим несколько причин плохих контактов в электропроводке.

  • Неправильное соединение проводников.
  • Эксплуатационное ослабление винтовых зажимов.
  • Некачественное установочное изделие.
  • Нарушение правил подключения.

Неправильное соединение проводников

О неправильном соединении проводников поговорим в следующей статье. Здесь замечу, что предпочтительнее использовать для соединения двух проводников специальные клемники.

Эксплуатационное ослабление винтовых зажимов

Со временем, любой не поджимаемый винтовой зажим, ослабевает. Для электропроводки рекомендуемый срок подтяжки контактов в щитах 6-8 лет (ведомственная инструкция). Такой же срок можно применить к протяжке контактов в розетках и выключателях.

Избежать протяжки винтовых контактов поможет использование аппаратов и изделий с без винтовыми подключениями. Контакты у таких устройств постоянно поджимаются пружиной.

Некачественное установочное изделие

Плохое качество покупаемой розетки, выключателя, аппарата защиты может быть причиной плохого контакта подключения.

Нарушение правил подключения

Подключая розетку, выключатель, автомат защиты, нужно строго соблюдать правила подключения. Например:

  • При подключении шлейфа розеток, используйте для перемычек шлейфа, провода одинакового сечения. Это исключит перекос контакта;
  • Если необходимо подключить на контакт провода разного сечения, делайте на конце проводов кольца для подключения под контакт. Такое подключение требует покупки установочных изделий с отсутствием пожильного ввода;
  • Не подключайте больше проводов, чем предусмотрено в инструкции к устройству. Например, смотрим розетку Legrand. Сама конструкция розетки говорит, что на один контакт нельзя подключать более двух проводов (пожильный ввод).

Особое внимание нужно уделить подключению автоматов и устройств защиты. Подробно об этом тут, а здесь кратко. Если посмотреть на контакты автоматов зашиты различных производителей, то увидим, что есть плоские контакты (например, IEK), а есть полукруглые (например, ABB). Также у двухполюсных и трехполюсных автоматов ABB есть две контактные группы, одна под гребенку, вторая под провод. О чем это говорит.

  • В автомат защиты с полукруглым контактом можно, по инструкции производителя, вставлять только один провод.
  • В автомат защиты с прямым контактом можно вставлять, как один, так и два провода.
  • Для соединения автоматов шлейфом, лучше использовать гребенки соединений.
  • Затягивать контакты на автоматах и устройствах защиты нужно с нагрузкой по инструкциям производителей. Обычно, 2,8 Н/м.

Вывод: почему греются контакты

Почему греются контакты электрических соединений можно дать ответ, от плохо сделанной затяжки и некачественного установочного изделия. Также возможен нагрев при использовании установочных изделий не подходящих в данном узле проводки. Например, установки оконечной розетки в шлейф розеток.

почему греются контакты

6 причин, почему может перегреться телефон

Зная, почему нагревается телефон, пользователь может попытаться снизить его температуру.

Это поможет решить одну из самых распространённых проблем гаджетов на базе Android – хотя с ней сталкиваются и владельцы устройств и на других платформах.

Если оставить вопрос нерешённым, смартфон может не только утратить часть своей функциональности, но и преждевременно выйти из строя.

Содержание:

Опасность перегрева

Производители смартфонов предусматривают возможность нагрева своей продукции в некоторых ситуациях – при запуске ресурсоёмких приложений, во время зарядки или интернет-сёрфинга.

Иногда это даже считается нормой и не требует никаких действий по устранению проблемы со стороны пользователей.

Но, если корпус смартфона нагревается постоянно (даже когда им не пользуются) стоит попробовать уменьшить нагрев сначала своими силами, а, если проблема становится критичной – обратиться в сервис.

Рис. 1. Перегрев может стать причиной выхода смартфона из строя.

Причины перегрева

К основным причинам перегрева современного смартфона можно отнести:

  • Появление проблем с платформой, на которой работает устройство (включая работу фоновых приложений и заражение вирусами);
  • Слишком высокую яркость, установленную пользователем;
  • Перегруженный из-за запуска «тяжёлых» приложений процессор;
  • Работу модулей беспроводных сетей;
  • Неправильный подход к зарядке смартфона;
  • Неподходящий чехол.

Столкнуться с любой из этих причин может практически каждый пользователь. Более того, обычно несколько из них одновременно влияют на показатели нагрева корпуса телефона.

Однако справиться с большинством таких причин не так сложно – достаточно уделить своему смартфону больше внимания, чем обычно.

Проблемы с операционной системой

Причинами повышения температуры смартфона часто становятся сбои операционной системы и программного обеспечения.

В процессе использования гаджета, установки и удаления приложений, внутренняя память заполняется остаточными файлами, которые иногда влияют на температуру процессора.

Ещё серьёзнее влияние на нагрев телефона работа открытых фоновых приложений, снижающих производительность устройства и быстрее расходующих заряд батареи – закрыть их можно, воспользовавшись встроенными или сторонними «диспетчерами задач».

Если ни один из советов не помогает решить проблему, не исключено, что система заражена вирусом – скорее всего, «червём», передающим личные данные пользователя посторонним лицам.

Из-за этого смартфон может нагреваться, а конфиденциальность находящейся в его памяти информации находится под угрозой.

Проблема решается установкой хорошего антивируса (например, ESET NOD 32, Антивирус Касперского, Avast Mobile Security – у каждой из этих программ есть бесплатные версии) и сканированием системы.

Параметры экрана

Одним из ответов на вопрос о перегреве, могут быть и параметры экрана.

Максимальная яркость, которую часто устанавливают при использовании смартфона на солнечном свету, снижает ёмкость аккумулятора в 1,5 раза быстрее, чем при стандартных настройках.

При этом пассивная система охлаждения гаджетов не справляется с увеличением скорости, и устройство греется сильнее.

Рис. 2. Изменение яркости дисплея при недостаточном заряде.

Сильная загруженность процессора

Центральный процессор смартфона чаще всего загружается, если пользователь включает современные ресурсоёмкие игры.

Например, 3D-шутеры, гонки и другие симуляторы – то есть все те приложения, в которых используются новейшие программные решения в области физики.

Проблему решают несколькими способами:

Рис. 3. Использование смартфона в качестве игровой приставки.

Тактовая частота нагревающегося процессора снижала производительность мобильных гаджетов.

Из-за этого смартфоны, действительно, остывали, но работать на них становилось труднее.

Беспроводные сети

Использование беспроводных сетей типа GPS, Wi-Fi, Bluetooth и мобильного интернета тоже приводит к увеличению энергопотребления устройства.

Аккумулятор греется быстрее, нагревая весь корпус смартфона. При этом некоторые из беспроводных сетей даже не используются владельцем смартфона.

Снизить потребление энергии можно с помощью таких действий:

  • отключив сеть GPS – при работе навигационных приложений она обычно запускается автоматически;
  • не пользуясь мобильными данными в тех помещениях, где есть Wi-Fi. Энергоэффективность сетей Вай-Фай выше по сравнению с 2G, 3G или 4G.

Не рекомендуется постоянно держать включенным и Bluetooth.

С одной стороны, беспроводная сеть в спящем режиме тратит не слишком много энергии, с другой – всё равно способствует нагреванию аккумулятора.

Неправильная зарядка

В тех ситуациях, когда аккумулятор больше всего греется, заряжаясь, следует учесть особенности применяющейся технологии.

Читать еще:  На что нужно обратить внимание при выборе настольной лампы?

Если используется быстрая зарядка, быстрый нагрев практически неизбежен. И для снижения температуры устройства желательно соблюдать такие рекомендации:

  • пользоваться только совместимыми зарядными устройствами – лучше всего выбирать фирменные заводские зарядки, а, когда они сломались, покупать аналогичные по характеристикам;
  • не позволять батарее полностью разряжаться и не заряжать их на 100%;
  • не пользоваться гаджетом, когда он заряжается – не играть, не запускать никаких приложений.

Кроме того, не рекомендуется накрывать телефон во время зарядки. Не следует оставлять его и в чехле.

Рис. 4. Перегрев смартфона при зарядке.

Неподходящие чехлы

Чехол для смартфона должен иметь такие характеристики:

  • прочность для защиты устройства от царапин и механических воздействий;
  • удобство для того чтобы не мешать использованию телефона;
  • наличие отверстий, позволяющих гаджету охлаждаться.

Рис. 5. Лучшие чехлы в плане охлаждения батареи.

Почему греются клеммы на аккумуляторе

В процессе эксплуатации электрооборудования автомобильной техники может происходить сбой, автовладелец наблюдает, что греется плюсовая клемма аккумулятора. Нарушение нормального контакта на клеммах источника питания возникает при воздействии внешних факторов. Необходимо предотвращать подобное влияние на соединения, подверженные высоким токовым нагрузкам, и при эксплуатации в агрессивных средах.

Коротко о клеммах

Соединение контактной группы электрооборудования автомобильной техники с выводами батареи производится при помощи металлических клемм.

В соответствии с международными стандартами выпускаются следующие виды:

  1. Тип А. Предназначен для применения в источнике питания европейского производства. Выводы представляют собой конус усеченной формы, положительный и отрицательный токоотводы имеют диаметр 19,5 мм и 17,9 мм соответственно.
  2. Тип В. Это контакт для источника питания автомобиля с диаметром элементов 11,1 мм для отрицательного и 12,7 мм для положительного вывода. Применяется в технике производства Японии.
  3. Типы F и G. Предназначены для подключения провода бортовой сети с АКБ при помощи винтов и болтов.
  4. Типы Т и Е. Применяются для источников питания производства России, также допускается использовать в европейской технике.

Распространение получили АКБ с выводами типа А и В, многие производители изготавливают технику соответствующей конструкции. Клеммы представляют собой металлические хомуты, которые предназначены для обеспечения контакта бортовой сети с аккумулятором. Чтобы избежать плохого контакта, необходимо затягивать детали при помощи болтов или винтов, пропущенных через корпус и с другой стороны закрепленных гайкой.

Проводники присоединяются к источнику питания:

  • съемными прижимными пластинами;
  • при помощи сварки или пайки, если применяются клеммы несъемной конструкции;
  • методом запрессовки и обжимным патроном цельного исполнения.

Минимальное сопротивление считают одним из основных требований к контактным соединениям. В местах непосредственного соприкосновения клемм и токоотводов бортовой сети не должно быть большого сопротивления.

Через проводники протекают токи высоких значений, и такое явление может привести к тому, что нагреются выводы аккумулятора. Для предотвращения негативных последствий высокого сопротивления при изготовлении деталей используют материалы с хорошей проводимостью (свинцовые, медные, латунные и бронзовые).

К клеммам предъявляют следующие требования:

  • высокая масса, благодаря которой снижается риск разрыва контакта при движении автотранспорта;
  • повышенная прочность, позволяющая сохранить целостность конструкции при затягивании и ослаблении соединительной детали;
  • сопротивление к износам;
  • сохранение начальной формы при деформации;
  • простота конструкции, позволяющая без труда устанавливать и снимать клеммы с выводов источника питания.

Однако даже детали, произведенные при соблюдении требований технологии, могут выходить из строя.

Почему греется плюсовой или минусовой контакт

Во время поворота ключа зажигания при запуске техники аккумулятор до двигателя, а также работающий генератор до источника питания передают токи высоких значений. В холодное время года показатели могут достигать 600 А. Если применять провод малого сечения, возможен перегрев проводников и непосредственно клемм.

Основные причины нагрева плюсового или минусового контакта:

  1. Плохой контакт клеммы и вывода источника питания. Происходит это в результате брака напроизводстве, а также износа детали при длительной эксплуатации.
  2. Появление пленки окисления на внутренних поверхностях контактов. Для предотвращения необходимо своевременно зачищать клеммы, выводы АКБ.
  3. Повышение собственного сопротивления проводников. В процессе эксплуатации происходитпреломление провода, в результате снижается проводимость, возрастает сила тока и повышается температура. В таких ситуациях специалисты рекомендуют заменить поврежденные участки проводки.
  4. Плохая коммутация с корпусом автомобиля (при нагреве минусовго контакта). Опытные автовладельцы советуют принимать во внимание, что иногда нагреваются не клеммы, а сами провода.
  5. Окисление на выводах и внутренних поверхностях клемм, плохая коммутация, которая возникает при неисправности АКБ (если повышается температура плюсового контакта). Рекомендуется зачистить металлические детали и заменить источник питания.

Опасность разогрева клемм АКБ

Повышение температуры контактной группы негативно сказывается на внутренних процессах батареи питания.

Частый разогрев клемм приводит к таким последствиям:

  1. При повышении сопротивления на контактах может наблюдаться рост температуры внутренних пластин АКБ. При таком явлении электролит начинает закипать и ускоренно испаряться. Источник выходит из строя, банки пересыхают, внутренние пластины осыпаются, и снижается собственная емкость.
  2. Постоянный нагрев контактов приводит к появлению трещин на поверхности корпуса аккумулятора. Через поврежденные участки будет происходить утечка электролита, которая грозит преждевременным выходом АКБ из строя.
  3. При температуре выше точки плавления свинцовых контактов происходит деформация выводов и клемм.

Иногда перегрев случается в момент запуска автомобильной техники. Во время работы двигателя при подаче нагрузки на контактную группу наблюдается повышение температуры. В данном случае у генератора не получается справиться с нагрузкой, поэтому проводники начинают забирать недостающую мощность от аккумулятора.

Если в процессе эксплуатации автомобиля стартер будет подклинивать, а запуск генератора не происходить своевременно, необходимо контролировать мощность потребления бортового электрооборудования.

Как бороться с нагревом клемм

Для того чтобы предотвратить преждевременный выход из строя клемм в результате критического повышения температуры, рекомендуется выполнять следующее:

  1. Не применять оборудование с мощностью потребления и силой тока, превышающими номинальные значения бортовых проводников. В этом случае необходимо заменять провода на такие, у которых сечение большего диаметра.
  2. Все потребители должны находиться в рабочем состоянии, чтобы не было короткого замыкания.
  3. Устанавливать на автомобильной технике источники питания с токоотводами, которые будут соответствовать клеммам на проводниках бортовой сети. В случае покупки АКБ другого типа рекомендуется заменять контактную группу.
  4. Проверять места коммутации проводов с наконечниками. Зачищать отверстие на клеммах, подтягивать болтовые соединения, при необходимости проводить пайку металлических деталей.
  5. При появлении на внутренних поверхностях дефектов, трещин и щерблений следует зачищать поврежденные участки наждачной бумагой с мелким абразивом либо полностью заменять элементы. Износ деталей приводит к появлению небольшого слоя воздуха, в результате повышается сопротивление и происходит перегрев.
  6. Удалять окислы (результат взаимодействия оксидов металлов, сульфатов и паров электролита с кислородом) с поверхности при помощи металлических щеток, наждачной бумаги с мелким абразивом и надфиля. Чтобы защитить детали от воздействия внешних факторов, после зачистки на клеммы наносят специальные смазки и спреи.

Соблюдение требований эксплуатации проводников бортовой сети увеличит продолжительность срока службы металлических контактов. При обнаружении нагрева клемм рекомендуется выявить причину, затем провести ремонт, обслуживание или полную замену контактной группы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector