Как подключить провода по цветам в стиральной машине?
Цвета проводов в электрике: стандарты и правила маркировки +способы определения проводника
Чтобы облегчить труд электромонтажников, выпуск изоляции кабельной продукции подчинен определенным нормам цветовой маркировки. При подключении многожильного кабеля по окраске полимерной оболочки можно идентифицировать жилу и понять, с каким контактом ее следует коммутировать.
Разные цвета проводов в электрике, установленные положениями ГОСТ, помогают ускорить процесс монтажа и обеспечить электробезопасность. Согласитесь, понимание цветовой маркировки пригодится каждому домашнему мастеру.
Предлагаем разобраться в обозначениях электропроводки, узнать стандарты ГОСТ и научиться читать буквенные коды проводов на схемах. Кроме того, мы расскажем, как проверить соответствие подключенной жилы ее назначению, используя индикаторную отвертку или мультиметр.
Что говорится в ГОСТ и ПУЭ о цветовой маркировке
Основным документом, на который стоит опираться при производстве или приобретении кабелей, является ГОСТ 31947-2012. До его появления единообразия и порядка в области цветового обозначения электропроводки не было.
До сих пор в старых домах можно встретить провода в одинаковой оболочке, по цвету которой не определить, что подключено – «фаза», «ноль» или «земля».
В выше обозначенном документе ГОСТ указано, что изоляция кабельной продукции должна отличаться по расцветке. Определенный оттенок должен покрывать провод сплошным слоем – с начала и до конца. Нельзя, чтобы один провод в начале бухты был синим, а конце – белым; также запрещена прерывистая окраска.
Также в нормативных документах содержатся рекомендации по применению различных схем для 3-жильных, 4-жильных и 5-жильных кабелей.
Например, при производстве 3-жильных кабелей приветствуются следующие комбинации:
- коричневый – синий – зеленый/желтый;
- коричневый – серый – черный.
Если кабель состоит из 4 жил, то рекомендуется также два типовых варианта окраски:
- коричневый – серый – черный – зеленый/желтый;
- коричневый – серый – черный – синий.
Схемы для 5-жильного провода выглядят следующим образом:
- коричневый – серый – черный – зеленый/желтый – синий;
- коричневый – серый – 2 черных – синий.
Синим цветом обозначается «нулевая» жила.
Не рекомендуют использовать только два цвета – красный и белый.
Окраска должна наноситься прочно и быть хорошо различимой.
Если обратиться ко второму важному для электромонтажников документу – ПУЭ, то в п.1.1.29 и п.1.1.30 также можно найти информацию о цвете проводов фаза-ноль-земля. Точнее, данные там не расписаны, но есть отсылка к ГОСТ P 50462-92, который уже давно заменен более свежей редакцией ГОСТ Р 50462-2009, действующей и сегодня.
Материал соответствует информации, изложенной в ГОСТ 31947, но есть некоторые уточнения. Например, особым образом должны окрашиваться провода, выполняющие двойную функцию: если нулевой рабочий совмещен с нулевым защитным, то по всей длине он окрашивается в голубой цвет, а по краям имеет зелено-желтые полоски.
Таким образом, все цвета, за исключением синего (голубого) и зеленого/желтого, можно применять для окраски изоляции фазного проводника. В эту группу попадают белый и красный цвета, которые почему-то ГОСТом редакции 2012 года не рекомендованы к использованию.
В приложении А к ГОСТ Р 50462 есть таблица, в которой можно найти буквенные обозначения всех цветов. Например, фазный проводник 1-фазной цепи (L) окрашивается в коричневый цвет, код цвета – BN. Буквенные коды применяют для черно-белых копий схем, на которых не используются различные цвета.
Маркировка жил для электромонтажных решений
Не зря в начале статьи прозвучала мысль о том, что цветовое обозначение проводников значительно упрощает процесс монтажа.
Если вы самостоятельно занимаетесь разводкой электрики в квартире или частном доме, подбираете провода согласно нормам, при подключении электроустойств, монтаже автоматической защиты, распределении жил в распаечных коробках не нужно перепроверять, где фаза, нуль, земля – об этом расскажет цвет изоляции.
Несколько примеров электромонтажа, когда важна маркировка:
Существуют кабели с большим количеством жил, окрашивание которых не представляется целесообразным. Пример – СИП, в котором используется иной способ определения проводников. Один из них помечен небольшой канавкой по всей длине. Рельефная жила обычно выполняет функцию нулевого проводника, остальные играют роль линейных.
Чтобы отличать жилы, их маркируют скотчем, термоусадками, буквенными обозначениями, которые наносят разноцветными маркерами. А в процессе электромонтажных работ обязательно производят прозвон – дополнительную идентификацию.
Проверка правильности подключения
К сожалению, не все электромонтажники строго соблюдают нормы и при подключении ошибаются в выборе проводника. Поэтому при подвешивании люстры, монтаже розетки или другого электроустановочного устройства лучше дополнительно проверить, соответствует ли изоляция каждой жилы ее назначению.
Для идентификации монтажники применяют два способа: первый – проверка индикаторной отверткой, второй – использование тестера или мультиметра. Отверткой обычно определяют фазу, а измерительными приборами – нейтраль и нуль.
Как пользоваться индикатором?
Даже такие простые устройства, как индикаторные отвертки, бывают разными. Одни из них оснащены небольшой кнопкой, другие срабатывают автоматически, при соединении металлического стержня и токоведущей жилы или контакта.
Но во все без исключения модели вмонтирован светодиод, зажигающийся под напряжением.
Отвертка – удобный инструмент для определения фазного проводника. Чтобы узнать, рабочая ли жила, металлическим стержнем отвертки необходимо аккуратно прикоснуться к оголенному проводу.
Если светодиод загорелся – жила находится под напряжением. Отсутствие сигнала говорит о том, что это земля или нуль.
Процедура проверки выполняется одной рукой, следовательно, вторая свободна. Лучше ее также задействовать – например, для фиксации проводов. Но категорически запрещается второй рукой касаться оголенных частей проводников или металлических предметов, находящихся поблизости (труб, арматуры).
Правила применения тестера
Тестер или мультиметр всегда есть в комплекте электромонтажника. Ему приходится работать с подключением жил в электроустановках внутри помещений и при сборке электрощитка. Если проводка монтировалась давно, маркировкой проводов по цвету можно пренебречь.
Даже если цвета изоляции вроде бы выдержаны, не факт, что они подключены по всем правилам.
Перед замерами следует изучить инструкцию, которой сопровождаются все измерительные приборы.
Порядок действий примерно следующий:
- выставляем значение, которое заведомо больше ожидаемого напряжения, например, 260 В;
- подключаем щупы в нужные гнезда;
- прикасаемся щупами к двум проводникам – предположительно фазе и нейтрали;
- повторяем процедуру с другой парой проводников.
Сочетание жил фаза-ноль должно выдавать результат, близкий к 220 В. Он всегда будет выше пары фаза-земля.
В продаже есть как цифровые, современные приборы, так и устаревшие, со стрелками и шкалами значений. Пользоваться цифровыми удобнее. Перед самостоятельным монтажом электроустройств рекомендуем научиться пользоваться или индикаторной отверткой, или мультиметром – полагаться только на цвет жил не стоит.
Умение использовать мультиметр пригодится домашнему мастеру и для проверки напряжения в розетке. Подробная инструкция по использованию тестера приведена в этой статье.
Выводы и полезное видео по теме
Общепринятые стандарты цветовой маркировки:
Когда все провода одного цвета – проверка контрольной лампой:
Цветовая маркировка жил – замечательный способ идентификации провода при его монтаже. Однако в процессе работы с уже установленными кабелями не стоит полагаться только на внешний вид проводников, так как они могут быть подключены ошибочно.
Обязательно следует использовать дополнительные способы определения жил, и если нельзя поменять сами провода, то нужно промаркировать их цветным скотчем или буквенными символами.
Есть, что дополнить, или возникли вопросы по цветовой маркировке? Можете оставлять комментарии к публикации, участвовать в обсуждениях и делиться собственным опытом определения проводников. Форма для связи находится в нижнем блоке.
Цветовая маркировка проводов и шин
Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».
При проведении электромонтажных работ, очень часто поднимается вопрос о цветовой маркировки проводов.
Это раньше, так сказать в «застойное» время, применялись провода только белого цвета, реже черного.
Поэтому определить в электрической сборке фазу или ноль, занимало достаточно много времени. Приходилось прибегать к помощи указателей напряжения и различных аналоговых и цифровых приборов.
Чтобы этого избежать, нужно приводить цветовую маркировку проводов и шин к единому стандарту.
И как всегда обратимся к нормативным документам, а именно к ПУЭ, Глава 1, п.1.1.29. и п.1.1.30. Там четко сказано, что идентификацию жил проводов и шин по цветам или цифровым обозначениям необходимо использовать, согласно ГОСТ Р 50462-92.
Согласно ГОСТ Р 50462-92, п.3.1.1, для идентификации проводников и шин могут быть применены следующие цвета: черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, серый, белый, розовый, бирюзовый.
Согласно ПУЭ, п.1.1.29:
- нулевые рабочие проводники (N) должны иметь голубой цвет
- cовмещенные нулевые рабочие и нулевые защитные проводники (PEN) должны иметь голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах
- нулевые защитные проводники (РЕ) и проводники защитного заземления должны иметь желто-зеленый цвет
Приведу для примера несколько фотографий. Все нулевые рабочие проводники (N) подключены к шине (N) и имеют голубой цвет. Все нулевые защитные проводники (РЕ) подключены к шину (РЕ) и имеют желто-зеленый цвет.
А все остальные цвета, кроме голубого (синего) и желто-зеленого могут быть использованы в качестве фазных проводников.
На фотографиях ниже видно, что фазные проводники имеют белый цвет.
Цветовая маркировка проводов и шин при переменном трехфазном токе
Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при переменном трехфазном токе шины фазы А должны иметь желтый цвет, фазы В — зеленый цвет, фазы С — красный цвет. Запоминается легко и просто в виде сокращения «ЖЗК», т.е. желтый, зеленый, красный.
Для наглядности приведу несколько примеров.
Система сборных шин напряжением 10 (кВ).
Два измерительных трансформатора НОМ-10 (кВ).
Отходящий фидер распределительной подстанции напряжением 500 (В).
Отходящие фидера секции 400 (В).
Как видите, на приведенных примерах цветовая маркировка шин при переменном трехфазном токе полностью соблюдается.
Кстати, не обязательно, чтобы шины были полностью выкрашены в тот или иной цвет. Вполне достаточно делать цветовую маркировку (в виде краски, наклеек, термоусадочных трубок, бирок и т.п.) в местах присоединения шин к коммутационным аппаратам.
Цветовая маркировка проводов и шин при переменном однофазном токе
Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при переменном однофазном токе шина фазы В, присоединенная к концу обмотки источника питания, должна иметь красный цвет, а шина фазы А, присоединенная к началу обмотки источника питания, должна иметь желтый цвет.
К сожалению, наглядных примеров таких электроустановок у меня нет. Может у кого имеются фотографии, то буду очень благодарен, если Вы поделитесь.
Кстати, если шины однофазного тока являются ответвлением от системы трехфазного тока, то они обозначаются, согласно требований цветовой маркировки трехфазной системы.
Цветовая маркировка проводов и шин при постоянном токе
Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при постоянном токе положительная шина («плюс») должна иметь красный цвет, отрицательная шина («минус») — синий цвет и нулевая рабочая («М») — голубой цвет.
В качестве примера приведу щит постоянного тока (ЩПТ) =220 (В).
А это выводы непосредственно с аккумуляторной батареи.
Кстати, со свинцовой-кислотных батарей СК-5 мы плавно переходим на необслуживаемые батареи Varta.
Дополнение
С 01.01.2011 отменен, указанный в начале статьи ГОСТ Р 50462-92. Вместо него вступил в силу ГОСТ Р 50462-2009, в котором некоторые пункты противоречат предыдущему ГОСТу. Например, в п.5.2.3 говорится, что для фазных проводников предпочтительны следующие цвета:
Для наглядности выкладываю фотографию распределительного щитка одного из банков, на котором мы производили электромонтаж.
По моему мнению, ранее принятая маркировка «ЖЗК» является более наглядной.
В однофазной сети для фазного проводника предпочтительным цветом является коричневый. Соответственно, что если однофазная сеть является ответвлением от трехфазной, то цвет фазного проводника должен соответствовать цвету фазного проводника трехфазной сети.
Также был введен запрет на желтый и зеленый цвета, применяемые по отдельности (п.5.2.1). Они должны быть использованы только в комбинации желто-зеленого цвета для защитных проводников РЕ. В связи с этим и была изменена маркировка трехфазной сети «ЖЗК», т.к. желтый и зеленый цвета применялись в ней по отдельности.
Цифровая маркировка цепей постоянного тока тоже была изменена (п.5.2.4):
- коричневый цвет — положительный полюс (+)
- серый цвет — отрицательный полюс (-)
- синий цвет — средний проводник (М)
Внимание. Хочу Вас предупредить, что не нужно сейчас бежать и изменять существующую маркировку. Ведь когда вводились объекты, действовал еще старый ГОСТ Р 50462-92. А вот при вводе в эксплуатацию уже новых электроустановок ГОСТом 50462-2009 пренебрегать не следует.
Если по каким то причинам нет возможности выполнить маркировку проводов и шин по вышеперечисленным требованиям, то можно использовать любые цвета. Но необходимо на концы жил намотать изоленту, наклейки, одеть кембрики или термоусадочные трубки соответствующего цвета, например, вот так:
И уже по традиции, смотрите видео по материалам данной статьи:
Крупным планом фотографии Самсунг.
На первой фотографии крупным планом- стиральная машина Самсунг. Видно, что пока вынут только лоток для загрузки моющего средства и бельевого кондиционера. Передняя верхняя панель – серебристого цвета с крупными кнопками: РЕЖИМ, ТЕМПЕРАТУРА, ОТЖИМ, СТАРТ/ПАУЗА, ВЫКЛЮЧЕНИЕ. Виднеется надпись- 3 года бесплатного сервиса. Светодиоды- лампочки для параметра РЕЖИМ: хлопок, синтетика, деликатная, быстрая, полоскание+отжим, только отжим. Параметром ТЕМПЕРАТУРА доступны следующие режимы: 60 гр. Цельсия- Bio, 40 градусов и холодная. В режиме отжим можно устанавливать скорость вращения барабана центрифуги: без отжима, 600 об/мин, 800 оборотов в минуту, кондиционер. Кнопка СТАРТ/ПАУЗА служит для запуска стиральной машины, кнопка ПИТАНИЕ- обеспечивает включение и выключение электроники стиральной машины. Внизу на фотографии виден люк с ручкой, за потным стеклом- нержавеющий барабан.
Фотоснимок сверху- уплотнительная резина люка, электрическая проводка, бетонный камень- для гашения вибрации и утяжеления. Электропроводка закреплена фиксаторами и замотана зелёной изоляционной лентой.
Сняли переднюю панель и сфотографировали. Разъёмы отключены и висят на проводах. Сверху в центре- электрическая плата с установленными электронными элементами. На гетинаксовой плате установлены: трансформатор и диоды, резисторы и конденсаторы, электронные ключи и реле, дроссели и разъёмы. Для увеличения теплоотдачи и снижения температуры полупроводниковых элементов, последние установлены на алюминиевый радиатор. За пределами габаритов стиралки видим керамическую плитку ванной, тряпки и корытце или тазик для сбора протёкшей воды.
Снята передняя крышка стиралки. За ней видим резиновую манжету, пластиковый барабан, патрубок СМС, амортизаторы и сливной насос. Внизу у бака- ТЭН с датчиком температуры и трубка для слива отработанной воды.
На следующем фото- разъёмы ТЭНа с подключенными проводами. Очень необычно применение у корейского производителя SAMSUNG для изоляции – липкой ленты. Внизу, на металлической раме- подсоединение заземляющих проводов. Ниже- тёмный резиноподобный сливной патрубок, подходящий к сливной помпе.
Более крупная фотография бака и барабана, на фото хорошо видны пластиково-резиновые патрубки. Белый бак, перфорированный барабан из нержавеющей стали. Сверху на бетонном блоке написаны иероглифы, болты из латуни стягивают две части бака. Чуть поодаль запечатлён наливной вентиль, открывающий под воздействием электрического тока доступ воды в стиральную машину. Справа на фотографии мы видим помехоподавляющий конденсатор и элемент для БИО фазы.
На фото- нижняя сливная часть– гаечный ключ- трещётка для удобства снятия амортизаторов, на которые установлен бак. Сливная помпа посредством крыльчатки обеспечивает быструю откачку жидкости из бака в канализационную или дренажную систему.
На плитке стоит корпус стиральной машинки, внутренности немного пыльные и загрязнены отлетающим от движущихся частей мусором. Резьбовые соединения хорошо выполнены в пластиково-пластмассовой основе. Ниже на фото- задняя стенка бака с рёбрами жёсткости, натянутый ремень передачи движения от мотора к колесу и валу барабана. Слева- тазик с бельем для стирки, которая не удалась из-за поломки стирального аппарата.
Снимаем при помощи приспособления подшипник, вынимая его из бака. Демонтаж прошёл достаточно легко. Радиальные и цилиндрические выступы на пластмассе придают дополнительную прочность пластику и гасят вибрацию и звуковые колебания от внутреннего шума. Справа на фото- тряпка, которой собирали проливающуюся влагу из стир.машины.
Два гидравлических вентиля- задвижки. Ниже видим отверстия под транспортные болты, которые были сняты и заглушены белыми пластиковыми колпачками. Видим верхнюю пружину поддержки бака.
Другая сторона задней стенки представлена на данном фото. Куча небольших разъемов со штырьками, электронная плата с компонентами и деталями электрической схемы. Электролитические конденсаторы и резистор залиты смолой- компаундом. Тиристор и транзисторы осуществляют управление силовыми приборами. Провода не весят, а прихвачены стяжками и изолентой. Для исключения трения- установлен поролон, правее- пружины подвески и прессостат. Металлическая стенка покрыта порошковой краской и подвергнута температурному воздействию до получения эмали – эмалированное покрытие белое.
2 Схемы
Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов
Схема подключения мотора от стиральной машины
Хорошие моторы стоят в стиральных машинах, даже когда последняя выходит из строя и выбрасывается — двигатели оставляют и позже используют в хозяйстве (например для мини-станка). Здесь будет рассмотрен типичный двигатель от стиральной машины автомат (нового и старого типа) и схема его отдельного подключения к 220 В. Но вначале позвольте выложить немного скучной теории, которую можно и пропустить перейдя ко второй, практической, части статьи.
Теория работы электромотора на 220 В
Асинхронные двигатели для однофазной сети, представляют собой в основном двигатели с двухфазными обмотками и с вспомогательной фазой, берущейся от конденсатора. Такие моторы используются в бытовой технике. Подобный двигатель используется, в частности, в приводе стиральной машины. В дополнение к моторам с двухфазной обмоткой моторы с трехфазной обмоткой иногда используются в некоторых других бытовых приборах.
Двигатель во время прямого запуска может получить из сети ток, значительно превышающий его номинальное значение. Этот ток называется пусковым током двигателя, и его значение изменяется в районе Ir = 5-7In.
Одним из способов уменьшения пускового тока является использование переключателя звезда-треугольник. Двигатель, предназначенный для работы статора в треугольном включении при заданном сетевом напряжении, включается в систему звезда в момент запуска:
Ввиду пониженного напряжения поступающего на фазу обмотки статора и изменения соединений от треугольника к звезде ток, взятый из сети, будет уменьшаться в три раза по сравнению с пусковым током в треугольной схеме. Однако при подключении в звезду двигатель имеет в три раза меньше пускового момента, что делает невозможным использование этого метода во время тяжелого пуска (с большой нагрузкой).
Конденсатор для электромотора
Для небольших двигателей ( 1 кВт) предполагается ёмкость около 70 мкФ / 1 кВт. Необходимо использовать пусковые конденсаторы с рабочими напряжениями 400..630 В переменного тока.
Вы можете опустить расчёты и просто подключить стандартный двигатель от стиралки к 1 фазе 220 В через 7 микрофарадный конденсатор, включенный между нужными клеммами. К середине подключите первый провод электросети, а второй в зависимости от направления вращения к одному из конденсаторных. Падение мощности составит 30% — это в теории.
Вопрос о выборе конденсатора решается легко. Вот примеры значений емкости для разных мощностей двигателя.
Pn [Вт] 90 120 180 250 370 550 750 1100
С [мкФ] 4 5 6 8 12 16 20 30
Мощность вращения в стиральной машине в обоих направлениях одинакова. Это моторы с типичным соединением для однофазного двигателя. Основная обмотка подключена непосредственно к 220 В и параллельно ей подключена фазовая обмотка вместе с последовательно соединенным конденсатором. Если вы перевернете провода фазовой обмотки, двигатель перейдет на вращение в другую сторону, но мощность будет немного меньше. Эта схема работает во время отжима. То же самое для медленных и быстрых вращений — ёмкость переключается внутри стиралки с 7 мкФ на 16 мкФ. Более подробно про конденсатор читайте тут
Подключение мотора от СМА
Этот двигатель содержит две независимые обмотки:
для синхронной скорости 3000 об / мин — двухфазная обмотка.
для синхронной скорости 500 об / мин — симметричная трехфазная обмотка. Трехфазная система подключения позволяет изменять скорость вращения путем переключения питания обмотки.
Двигатель старого типа имеет обычно 5 проводов черного, синего, белого, красного и зеленого цвета. Была проведена серия измерений для определения обмоток и сопротивления между ними вышло таким:
- Сине-черным 85 Ом
- Сине-зеленый 85 Ом
- Черно-зеленый 80 Ом
- Бело-синий 15 Ом
- Белый-красный 30 Ом
Подключение старого электродвигателя требует поиска обмотки запуска с помощью мультиметра.
- ПО — начальная обмотка. Он предназначен только для запуска двигателя и запускается в самом начале, пока двигатель не начнет вращаться.
- OB — обмотка возбуждения. Это рабочая обмотка, которая работает постоянно и постоянно поворачивает двигатель.
- SB — кнопка, с которой напряжение подается на пусковую катушку и выключается при запуске двигателя.
Подключение электродвигателя от новой стиралки
Если вы посмотрите на клеммную колодку с проводами спереди, то обычно первые два левых провода являются проводами таходатчика, благодаря которым измеряется и регулируется скорость вращения мотора стиральной машины. Они нам не нужны — перечеркнуты крестом.
В разных моделях стиральных машин провода различаются по цвету, но принцип соединения остается неизменным. Вам просто нужно найти необходимые провода, прозванивая их мультиметром.
Рабочий тахогенератор в спокойном состоянии обычно имеет сопротивление 50-100 Ом. Вы сразу найдете эти провода и отключите их.
Если надо изменить частоту вращения двигателя в противоположном направлении, просто перетащите перемычку на другие контакты. Посмотрите на схемы, как это выглядит.
Два контакта проходят через щетки к обмоткам ротора, а два другие контакта идут к обмотке статора. Остальные контакты — датчик для измерения скорости вращения мотора. Обмотки ротора и статора соединены последовательно и меняя концы одной из обмоток, вы меняете направление вращения. Без электронного регулятора двигатель будет разгоняться до нескольких тысяч оборотов в минуту (как при максимальном отжиме).
Цветовая маркировка проводов и шин
Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».
При проведении электромонтажных работ, очень часто поднимается вопрос о цветовой маркировки проводов.
Это раньше, так сказать в «застойное» время, применялись провода только белого цвета, реже черного.
Поэтому определить в электрической сборке фазу или ноль, занимало достаточно много времени. Приходилось прибегать к помощи указателей напряжения и различных аналоговых и цифровых приборов.
Чтобы этого избежать, нужно приводить цветовую маркировку проводов и шин к единому стандарту.
И как всегда обратимся к нормативным документам, а именно к ПУЭ, Глава 1, п.1.1.29. и п.1.1.30. Там четко сказано, что идентификацию жил проводов и шин по цветам или цифровым обозначениям необходимо использовать, согласно ГОСТ Р 50462-92.
Согласно ГОСТ Р 50462-92, п.3.1.1, для идентификации проводников и шин могут быть применены следующие цвета: черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, серый, белый, розовый, бирюзовый.
Согласно ПУЭ, п.1.1.29:
- нулевые рабочие проводники (N) должны иметь голубой цвет
- cовмещенные нулевые рабочие и нулевые защитные проводники (PEN) должны иметь голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах
- нулевые защитные проводники (РЕ) и проводники защитного заземления должны иметь желто-зеленый цвет
Приведу для примера несколько фотографий. Все нулевые рабочие проводники (N) подключены к шине (N) и имеют голубой цвет. Все нулевые защитные проводники (РЕ) подключены к шину (РЕ) и имеют желто-зеленый цвет.
А все остальные цвета, кроме голубого (синего) и желто-зеленого могут быть использованы в качестве фазных проводников.
На фотографиях ниже видно, что фазные проводники имеют белый цвет.
Цветовая маркировка проводов и шин при переменном трехфазном токе
Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при переменном трехфазном токе шины фазы А должны иметь желтый цвет, фазы В — зеленый цвет, фазы С — красный цвет. Запоминается легко и просто в виде сокращения «ЖЗК», т.е. желтый, зеленый, красный.
Для наглядности приведу несколько примеров.
Система сборных шин напряжением 10 (кВ).
Два измерительных трансформатора НОМ-10 (кВ).
Отходящий фидер распределительной подстанции напряжением 500 (В).
Отходящие фидера секции 400 (В).
Как видите, на приведенных примерах цветовая маркировка шин при переменном трехфазном токе полностью соблюдается.
Кстати, не обязательно, чтобы шины были полностью выкрашены в тот или иной цвет. Вполне достаточно делать цветовую маркировку (в виде краски, наклеек, термоусадочных трубок, бирок и т.п.) в местах присоединения шин к коммутационным аппаратам.
Цветовая маркировка проводов и шин при переменном однофазном токе
Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при переменном однофазном токе шина фазы В, присоединенная к концу обмотки источника питания, должна иметь красный цвет, а шина фазы А, присоединенная к началу обмотки источника питания, должна иметь желтый цвет.
К сожалению, наглядных примеров таких электроустановок у меня нет. Может у кого имеются фотографии, то буду очень благодарен, если Вы поделитесь.
Кстати, если шины однофазного тока являются ответвлением от системы трехфазного тока, то они обозначаются, согласно требований цветовой маркировки трехфазной системы.
Цветовая маркировка проводов и шин при постоянном токе
Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при постоянном токе положительная шина («плюс») должна иметь красный цвет, отрицательная шина («минус») — синий цвет и нулевая рабочая («М») — голубой цвет.
В качестве примера приведу щит постоянного тока (ЩПТ) =220 (В).
А это выводы непосредственно с аккумуляторной батареи.
Кстати, со свинцовой-кислотных батарей СК-5 мы плавно переходим на необслуживаемые батареи Varta.
Дополнение
С 01.01.2011 отменен, указанный в начале статьи ГОСТ Р 50462-92. Вместо него вступил в силу ГОСТ Р 50462-2009, в котором некоторые пункты противоречат предыдущему ГОСТу. Например, в п.5.2.3 говорится, что для фазных проводников предпочтительны следующие цвета:
Для наглядности выкладываю фотографию распределительного щитка одного из банков, на котором мы производили электромонтаж.
По моему мнению, ранее принятая маркировка «ЖЗК» является более наглядной.
В однофазной сети для фазного проводника предпочтительным цветом является коричневый. Соответственно, что если однофазная сеть является ответвлением от трехфазной, то цвет фазного проводника должен соответствовать цвету фазного проводника трехфазной сети.
Также был введен запрет на желтый и зеленый цвета, применяемые по отдельности (п.5.2.1). Они должны быть использованы только в комбинации желто-зеленого цвета для защитных проводников РЕ. В связи с этим и была изменена маркировка трехфазной сети «ЖЗК», т.к. желтый и зеленый цвета применялись в ней по отдельности.
Цифровая маркировка цепей постоянного тока тоже была изменена (п.5.2.4):
- коричневый цвет — положительный полюс (+)
- серый цвет — отрицательный полюс (-)
- синий цвет — средний проводник (М)
Внимание. Хочу Вас предупредить, что не нужно сейчас бежать и изменять существующую маркировку. Ведь когда вводились объекты, действовал еще старый ГОСТ Р 50462-92. А вот при вводе в эксплуатацию уже новых электроустановок ГОСТом 50462-2009 пренебрегать не следует.
Если по каким то причинам нет возможности выполнить маркировку проводов и шин по вышеперечисленным требованиям, то можно использовать любые цвета. Но необходимо на концы жил намотать изоленту, наклейки, одеть кембрики или термоусадочные трубки соответствующего цвета, например, вот так:
И уже по традиции, смотрите видео по материалам данной статьи: